Пробники-2018

В субботу-воскресенье 23 и 24 декабря в «Кругозоре» — традиционные пробники для 9 и 11 кл. по всем предметам.
Все свои в курсе, остальные желающие — позвонить администратору и договориться. Все бесплатно и с последующим разбором (в удобное для нас время).
Ни к чему не обязывает, но — отличный способ познакомиться с нами.
Отдельная пометка — русский-9 — воскресенье 13:00 (изложение читается всем сразу, при необходимости — в разных аудиториях).

С Днем знаний!

Поздравляем всех наших любимых учеников и коллег с Днем знаний! Желаем плодотворного учебного года и блестящих результатов. Пусть он принесет вам удачу, радость, открытия и знакомства, пусть откроет новые горизонты и расширит кругозор!

Поздравляем выпускников!

Вы молодцы!

В этом году мы покорили Вышку — и не единожды, Строгановку, неоднократно — мед, Дипломатическую академию, Политех, МГУПП, операторское отделение ГИТР, и ведь это еще не все.

Поздравляем, очень рады! Вы победили!

Отдохните немного — и за дело! К новым вершинам!

Последний звонок

Вот и подошел к концу учебный год…
Все мы хорошо потрудились. Наступает ответственный момент: экзамены. Ведь Вам надо завоевать мир!
Выпускникам и девятиклассникам желаем всего самого лучшего: хороших КИМов, спокойной обстановки в аудитории, отличной работоспособности и свежей головы. И результатов, конечно, желаем – таких, как нужно.
Всем остальным – и преподавателям, и учащимся – просто хорошего, ласкового лета. Отдыхайте и набирайтесь сил!
В летний период «Кругозор», конечно, работает, но по сокращенному графику. Мы есть, мы на месте, поэтому и повод, и время для «кругожора» найдется. Приходите!

Пробные ЕГЭ и ОГЭ

Пробные ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам с последующим разбором работы.
Проводим бесплатно, в удобное время.
Предварительно уточните детали у администратора.

Литературу в массы

Литературу в массы
(А давайте опять попробуем «как лучше». Вдруг получится не как всегда?)
Идея сделать историю или литературу обязательным предметом для выпускного 11 класса сама по себе интересна. В принципе, никто не будет спорить, что знать родную культуру надо: это видно хотя бы по тому, что происходит у соседей.
Вопрос в другом: как сделать так, чтобы народ и предмет знал, и рвотного рефлекса не испытывал.
Сейчас ситуация с литературой катастрофическая: предмет воспринимается только на уровне источника аргументов и цитат для сочинительной части на экзаменах по русскому языку и обществознанию. Причем воспринимается он так преподавателями-словесниками; я имею право это утверждать просто потому, что общаюсь с коллегами.
Что оценивается и засчитывается сейчас? В аттестат идет оценка за курс литературы, более-менее общий для всех, но изучаемый далеко не везде; извините, но, когда речь заходит об обычном «физмат классе», наш предмет тихо «проходят». Аминь. В реальности работа идет в единичных профильных школах; там учатся те, кто выбрал филологическую стезю.
Еще у нас есть итоговое сочинение, по результатам которого допускают до ЕГЭ. Все бы ничего, но оно является просто кнутом безо всяких пряников, его пишут по шаблону; уже сформировался определенный канон «можно-нельзя». И к литературе, извините, это отношения не имеет.
Что есть еще? Еще есть ЕГЭ по литературе (ну и ОГЭ, конечно; о нем – ниже).
ЕГЭ по литературе сейчас состоит из двух частей: тестовая часть с ответом-словом и несколько заданий с развернутым ответом. Тестовая часть побуждает знать хоть что-то из теории (ее-то и собираются отменить), развернутые ответы – два анализа эпизода или лирики, два сравнения и сочинение. Собственно, все.
Тестовая часть нужна. Она стимулирует какое-никакое знание теории, но не только. Тестовая часть позволяет сдать хоть что-то тем, кто поступает в творческие вузы: художникам и музыкантам. Поверьте, готовить таких учеников очень тяжело: не отпускает мысль, что отвлекаешь человека от основной и сложной работы.
Наконец, тестовая часть проверяет содержание. Вопрос, в какой мере это актуально при сдаче подобных предметов, вызывал бурные споры в 2007-2009 годах; тогда под давлением общественности отменили часть А – самую легкую. («Ну как можно спрашивать про цвет глаз лошади Вронского?» — реально такого вопроса быть не могло, так как «Анна Каренина» не входит в программу).
Сама идея единого экзамена – дать всем возможность сдавать в зависимости от специализации. Нужна «галочка» по литературе или математике – преодолей порог, нужны высокие баллы – штурмуй вершины. Отмена тестовой части отменяет возможность иметь просто «трояк». И филолог психует над математикой, а музыкант – над литературой. Потому что «трояка» больше нет – или «двойка» (ниже порога), или «хорошо-отлично» (извините, но это не для всех).
ОГЭ по литературе в наше время – почти идеальный экзамен. Выбираешь из двух возможных вариантов и анализируешь текст. Два небольших анализа, одно сопоставление и сочинение. Фактически – по выбору. Если ученик владеет навыками работы с текстом и знает теорию, он неубиваем. Все.
Изучение литературы – это не только и не столько знание текста и персоналий. Это, прежде всего, внятное владение литературным процессом, то есть осознание искусства слова как развивающегося явления, отражающего все процессы в обществе.
О каком знании может идти речь, если предмет превращается в удел избранных, «всем ветрам назло» идущим к своей цели, и если всем остальным он предлагается в качестве наказания ?.. Потому что иначе как наказание его художники и музыканты обычно не воспринимают…
Давайте его всей страной сдавать теперь, чтоб без обид? Здорово, а?
Р.S. Репетиторов, которые берутся готовить к литературе, с каждым годом все меньше. Еще меньше тех, кто не только берется, но и готовит.
Грустно.
Р.S.S. Да, я готовлю к литературе. Да, у меня бывают результаты по 100 баллов. И я против «натаскивания».
Сильно подозреваю, что преподаватели истории думают так же.

ЕВ

Признаки вырождения

Признаки вырождения
Экзамен в форме ЕГЭ – это не хорошо и не плохо; это данность, с которой мы живем. Нас никто не спросил – мы по одежке подтянули ножки.
Я не за ЕГЭ и не против. Я против неинформативных работ с итогом «всем пять» (или «всем сто» – как хотите). Сильный должен быть отмечен; и слабый тоже. Идея общего честного экзамена прекрасна.
Что вижу я? Старый вариант русского (до 2015 года) был прекрасен. Поверьте. Была грамматика, которую нужно было знать и применять, была приятная сложная работа с текстом, которая развивала полезные навыки. Была внятная орфография и пунктуация… Все было… Сочинение тоже было вполне…
«И нынче – Боже! — стынет кровь…»
Грамматическая часть исключена. Результат: если раньше нас вынуждали ей заниматься, то теперь никто никого не неволит. Не хочешь знать причин – догадайся сердцем о следствиях, ибо разуму, то есть голове, тут беспокоиться не нужно; не просят. В этой ситуации номера по орфографии и пунктуации превращаются в «битву экстрасенсов». Задания однотипны, и это так удобно тем, кто просто «натаскивает»!..
Но ведь это не все. Есть задания на культуру речи, в которых требуется найти ошибку. А что такое чтение текста с ошибками? Пассивное использование речи. И все эти неправильности очень хорошо откладываются в головушках, потому что повторяются из задания в задание с неотвратимостью Конца Света. А потом они вылезают в сочинениях с пометками «Р» или «Г» (речевая или грамматическая ошибка).
К этому добавится устная «бла-бла-часть».
Мы и это переживем: хорошая подготовка позволяет сдать все. Вообще все; что мы и доказываем каждый год, с упорством бульдозера. Часто мы делаем это на 100 баллов. И все рады-довольны. И действительно потом знают, применяют, работают там, где нужна грамотная письменная и устная речь.
Все довольны. Кроме меня. Потому что современный вариант экзамена не имеет к филологии почти никакого отношения. И я, пусть и пассивно, но тоже в этом участвую.
Цирк и зоопарк, попугаи, обезьяны и клоуны.
Все не благодаря, а вопреки.

ЕВ

С Новым 2017 годом!

«Кругозор» поздравляет всех-всех-всех с наступившим Новым годом! Желаем исполнения самых заветных желаний: абитуриентам — поступления, девятиклассникам — отличного ОГЭ, всем — превосходных знаний, виртуозных умений и мастерских навыков! Нашим замечательным преподавателям — новых вершин!